Хвалебная ода образованию, науке и любимому делу

Школа

Интерес к живым организмам и процессам, связанным с ними, родился вместе со мной)). Сначала хотелось поскорее научиться читать, пойти в школу, потом стать исследователем. До школы наивно полагала, что знания мне дадут с радостью, на блюдечке, те люди, которые знают и обожают свой предмет (истории из дошкольного детства здесь). Школа быстро развеяла иллюзии об увлекательном учебном процессе. Система давала и требовала норматив, и точка. «Легко даётся учёба? Учишься на отлично? Молодец! Значит, сама и дальше справишься, а мы лучше потратим время на тех, кто не тянет программу». Хочешь знать больше – твоё личное дело, ищи, читай и познавай. И, конечно, я искала и познавала. Научный романтизм и любопытство во мне невозможно убить, как выяснилось, даже за 10 лет.

В школу я пошла в 1984. В те времена «искать» представлялось возможным исключительно в библиотеках – школьная, районная, после 5 класса – городская. Родители покупали книги по биологии, зоологии, которые редко появлялись в книжных магазинах, также выписывали мне журналы – с самого детства «Юный Натуралист» и в школьные годы «Науку и жизнь». В старших классах моим вторым домом стала Краевая научная библиотека, особенно ч.з.2 (читальный зал естественных наук). В 90-х начали появляться в продаже переводные издания учебных пособий по клеточной биологии, генетике, экологии. Много полезного дали курсы биологии и химии для абитуриентов от КГУ (в настоящее время – СФУ).

В 11 классе желание поскорее окончить школу, поступить на биофак и заняться наконец-то исследованиями, достигло отметки «одержимость». Когда мой парень, студент технического вуза, скептически спросил, кем можно быть после биофака, я ответила – от эколога на земле до биолога на космической станции. Тогда казалось, что мыслю широко и ответила максимально удачно. С годами поняла, что можно было ещё масштабнее)).

Сегодня я ценю свой биофак гораздо больше. Знания из области Психологии легко легли на фундамент из биологии, биофизики, биохимии и генетики. Считаю, что психотерапевту важно понимать, как работают психические процессы на физиологическом уровне, хотя бы потому, что глубокая терапия может вызывать психосоматические эффекты.

В июне 1994 первая и самая затяжная ступень в мир науки была преодолена  – школа, наконец-то, осталась в прошлом, оставив на память незабываемый жизненный опыт, пачку грамот, отличный аттестат и золотую медаль.

На фото: директор школы Анциферова Л.Н. вручает мне аттестат, медаль, а маме – грамоту. Папа снимает важный момент на полароид

Первое высшее

К выбору ВУЗа приходилось относиться серьёзно, в то время разрешалось подавать только оригиналы документов и только в один институт. Я поступила на эколого-биотехнологический факультет КрасГАУ. Это был правильный выбор, интуиция сработала вовремя. Факультет существовал второй год и считался экспериментальным. С преподавательским составом повезло невероятно. Наряду с заслуженными преподавателями КрасГАУ, основные дисциплины вели  приглашенные сотрудники НИИ, заслуженные учёные СО РАН.

Так, уже на 1-2 курсе, нам дали академическую основу высшего образования. Нас научили применять знания на практике и систематизировать полученный опыт. Научили критически относиться к литературе, даже к самой научной; научили оформлять свои экспериментальные данные, писать научные обзоры; привили исследовательское восприятие любой информации. Нас научили уважать чужие научные труды, нести ответственность за каждое написанное слово (и попробуй только не поставь ссылку на автора, слова которого вставил в свою работу!). А какие у нас были практические занятия и летние практики! Незабываемые лучшие студенческие годы.

Наша дружная группа ЭБ-12 в один из дней летней практики в 1995 году. Я в верхнем ряду 7-я и 2-я.

Советский лозунг «Учись учиться!», который маячил повсюду в наши школьные годы, был осознан только сейчас. Учиться, действительно, надо уметь.

Профессор Мирошников на одной из первых лекций сказал нам: «Высшее образование даёт, в первую очередь, основу, фундамент знаний. Ваша задача освоить этот фундамент и научиться использовать его для любых задач. Научитесь понимать, применять! Создавайте свою систему знаний. Тогда вы по праву будете считаться человеком с высшим образованием. И ещё, Вы – большие молодцы, что взяли за основу своего обучения саму жизнь!  С таким образованием всё вам будет по плечу!»

Спасибо, дорогие преподаватели, учёные, научные сотрудники, за отличную базу знаний, фундаментально важные понятия, научную этику. Спасибо, что Вы были моими проводниками в мир Науки. Мне выпала большая честь сразу после школьной скамьи оказаться под вашим руководством. Храню ваш вклад, наполняю новым, передаю дальше. Ваши имена навсегда в моём сердце.

[Горбачев Владимир Николаевич] – д.б.н., профессор, зав. кафедрой биогеохимии ландшафтов и географии почв КрасГАУ, член Международного совета почвоведов, член Центрального совета Докучаевского общества почвоведов РАН, член научного совета по почвоведению и мелиорации РАН – почвоведение, география почв (1 курс).

[Бабинцева Роза Михайловна] – д.с.-х.н, профессор. Преподавала экологию на 3 курсе.

[Чесноков Борис Павлович] – к. г-м. н., доцент, член-корреспондент Международной Академии Наук «Экологическая безопасность населения». Преподавал географию почв, ландшафтоведение на 1 курсе.

[Мирошников Анатолий Ефимович] – д.г-м.н., профессор, Член-корреспондент Академии ноосферы, известный российский геолог и эколог – землеведение (1 курс).

[Шемберг Михаил Антонович] – д.б.н., профессор, Институт леса им.В.Н. Сукачёва СО РАН – ботаника (1 курс).

Дёмина Ольга Васильевна – к.т.н., доцент кафедры химии КрасГАУ  – неорганическая химия, аналитическая химия, физическая и коллоидная химия (1, 2, 3 курс).

Смолин Роберт Павлович, к.ф.н., Институт физики им. Л.В Киренского СО РАН – физика, биофизика (1, 2 курс);

Тирранен Ляля Степановна, д.б.н., в.н.с. международного научного центра исследования экстремальных состояний организма,  КНЦ СО РАН – основы радиоэкологии, основы экотоксикологии (3 курс).

Первые три года студенчества пролетели быстро, шумно, радостно. Наша группа была самая дружная, и от сессии до сессии мы, действительно, жили весело: пели у костра под гитару, ходили на Столбы, организовывали вечеринки. Однако к 4 курсу нам уже было не до пикников. Кто-то успел обзавестись семьёй и детьми, большинство занялись дипломным проектом. Некоторые приняли решение стать аспирантами, а впоследствии преподавателями  КрасГАУ.

Я решила связать свою жизнь с большой наукой, поступить в аспирантуру РАН. С 4-го курса я начала серьёзно заниматься научными исследованиями в области биологии клетки и генетики. Моим Учителем, наставником и научным руководителем на последующие 10 лет стала  Елена Николаевна Муратова, д.б.н, профессор, ведущий специалист в области кариологии, выдающийся учёный. С 5-го курса я практически прописалась в Академгородке, в лаборатории генетики ИЛ СО РАН.

Уже на 5 курсе я опубликовала свои первые научные результаты и выступила на нескольких конференциях.  За научную деятельность и первые достижения получила от П.И. Пимашкова премию Главы города молодым талантам. К диплому прилагался букет цветов, серебряная брошь в виде лавровой веточки и денежная премия, которой хватило на достойное оформление дипломного проекта и его защиту.

28 мая 1999 года. Я вторая слева, Пётр Иванович стремительно идёт к нам, поэтому на фото его плохо видно. Жаль, что фотографии не давались легко и просто, как сегодня

Пришло время прощаться с Университетом, студенческой жизнью и однокурсниками. Очередная ступень пройдена, получен колоссальный опыт и научный задел. Защита дипломной работы прошла блестяще. Однако сам диплом, точнее формулировки в нём, повергли в шок и меня, и всех моих однокурсников. При поступлении в ВУЗ, нас заверили, что в дипломе будет прописана квалификация «Эколог». Однако там красовалось – «Учёный агроном-эколог». Смущало и «учёный», и «агроном». Какие же мы пока учёные? А для квалификации «агроном» существует агрономический факультет. Из нас же вырастили экологов на эколого-биотехнологическом факультете. Мы возмущались, ходили к декану, потом к ректору. Ничего не добились. Это единственная «ложка дёгтя» от КрасГАУ, но какая памятная!

На вступительных экзаменах в аспирантуру квалификация «Учёный агроном-эколог» удивила и директора ИЛ СО РАН академика Е.А. Ваганова. Он рассмеялся и сказал – в нашем институте, чтобы стать учёным, люди защищают диссертации, а вы уже готовый учёный с подтверждающим документом!

В мае 2019 на встрече выпускников, посвященной 20-летию окончания ВУЗа, мы горячо обсуждали ещё раз этот вопрос. И, как состоявшиеся специалисты с 2-мя, 3-мя высшими образованиями и учеными степенями, мы до сих пор категорически не согласны с прописанной в дипломе квалификацией. Многие из нас стали экологами на предприятиях, в образовании, в политической сфере; некоторые – биологами (генетиками, микробиологами, ботаниками, почвоведами); есть и такие, кто ушёл от области экологи. Но агрономов среди нас нет.

Аспирантура. Защита диссертации

Через день после защиты диплома,  начались вступительные экзамены в аспирантуру. Конкурс выдержала, в аспирантуру РАН поступила, и с лета 1999 года началась увлекательная жизнь молодого учёного в лаборатории генетики Института леса им. В. Н. Сукачёва СО РАН. Лаборатория, микроскоп, хромосомы, полевые экспедиции, командировки, конференции, публикации, отчёты, написание диссертации, преподавание в ВУЗе по совместительству, научное руководство дипломных работ студентов. Новые города, знакомства с коллегами и их методами, победы на конференциях и в конкурсах, награды – всё это стало образом жизни.

Ежегодно я выигрывала грант ККФН для молодых ученых. Опубликованных научных статей становилось всё больше, и составить мне конкуренцию было не просто. Однажды мне позвонили из фонда науки и попросили не подавать заявку, пропустить один год, чтобы дать возможность и другим выиграть. До сих пор удивляюсь такому подходу (да ещё и в науке) – «помогать слабым, а сильные сами справятся». Что мне оставалось делать? – расценить как комплимент и принять участие в других конкурсах, в том числе коллективных (вместе с другими сотрудниками лаборатории). Выигранных проектов хватало, работы и командировок было много, отчётов ещё больше))

Насыщенную научную карьеру успешно совмещала с не менее насыщенной личной жизнью. В январе 2002 году стала лауреатом конкурса губернаторских стипендий. Летом вышла замуж. В октябре 2002 года я блестяще защитила диссертацию. В 2003 году я стала мамой. Сразу после декретного отпуска, в 2005 году выиграла Грант Президента РФ (В.В. Путина). Кроме того, всё это время я не переставала вести преподавательскую деятельность.

Мои студенты

Общение со студентами – ещё одна яркая часть моей жизни, которую я с удовольствием вспоминаю. Помимо знаний в рамках программы, мне хотелось привить им исследовательский интерес к живым организмам, дать понимание того, насколько важно знать свой собственный организм. Особенно студентам коммерческих групп, которые провалили экзамены в желаемый ВУЗ и зачислились в экологи на платной основе. Биология для них была абстрактной, непонятной и никак не применимой в жизни дисциплиной.

Мы устраивали «круглые столы», обсуждали процессы в живых системах, работали постоянно с микроскопом, решали задачи по генетике, иногда шутили и смеялись больше позволительного. Я считаю, что знания прекрасно укладываются на радостный эмоциональный фон. К экзаменам готовились серьёзно (принимала их комиссия из нескольких преподавателей) и процент сдачи с первого раза был высоким.

Мне было важно, чтобы мои «коммерческие» студенты сдали экзамены не хуже остальных. Мы делали двойную работу – осваивали по-новому школьную программу и университетскую. И они не подводили, сдавали все до одного. Молодцы!

Также у меня были студенты-заочники и студенты дипломники.  В качестве руководителя (или соруководителя) дипломного проекта я выпускала по 2-3 дипломника в год. Вместе мы проделывали весь путь исследователя – от сбора материала, его обработки, изучения, анализа полученных данных до написания доклада на защиту. Все дипломные работы моих ребят были защищены на «отлично» и выглядели достойно.

Путь исследователя продолжается. Второе высшее

К 2007 году я получила достаточно ответов на вопросы из области генетики, наследственности и биоразнообразия. Появилось ещё больше вопросов о Жизни, на которые ни одна лаборатория генетики не даст ответ. Не всё зависит от генов и условий окружающей среды. Психические процессы, родовые законы, закономерности в человеческой жизни – стали моим основным интересом и делом жизни.

Ни с чем нельзя сравнить момент, когда осознаёшь своё предназначение. Мощный импульс, от которого становишься одержимым, счастливым, проснувшимся! Мой импульс случился 7 августа 2007 года. В этот же день я подобрала ВУЗ в Москве – Высшую Школу Психологии. Вступительные экзамены на 2-е высшее начинались 13 августа.  Срочная покупка билета, самолёт, и вот я сижу в кабинете проректора ВШП по учебно-методической и научной деятельности, заслуженного деятеля науки РФ, академика Нью-йоркской академии наук, д.п.н, профессора Е.Н. Богданова со своим эссе «Почему я хочу быть психологом». Евгений Николаевич выслушал меня, а потом сказал: «Я буду с Вами разговаривать не как с абитуриентом, а с состоявшимся учёным. Кандидаты наук у нас ещё не учились». Полтора часа мы обсуждали то, какого уровня знания получу, на что обратить внимание с первого курса, чтобы определиться с дальнейшим направлением интереса, какой научной деятельностью я смогу заниматься после окончания обучения, если захочу писать вторую диссертацию.

С сентября 2007 до июля 2010 Москва стала домом, и я никогда так не училась, как в те три года. До сих пор удивляюсь количеству прочитанных книг, выполненных практических работ, курсовых. Нам давали столько знаний, с таким увлечением, что «унести» всё это было непросто, но очень хотелось и, поэтому, неслось)) А высокий уровень требований придавал скорости при этом))

Все техники, методики отрабатывались на людях (спасибо огромное им за доверие), и, конечно, в личной терапии. Преподавателям огромное спасибо и низкий поклон за умение не просто дать материал, а вдохновить на его использование; за честность в обсуждениях, за практические советы и напутствия. Горжусь, что училась у вас!

Греченко Татьяна Николаевна – д.п.н., в.н.с. лаборатории психофизиологии Института Психологии РАН, автор знаменитых учебных пособий по физиологии памяти. Преподавала Физиологию центральной нервной системы, Физиологию высшей нервной деятельности и сенсорных систем на 1 курсе. Эта удивительная во всех смыслах женщина, несмотря на всю строгость по отношению к своим предметам, умела заразить уверенностью и оптимизмом: «Как замечательно, что Вы постоянно двигаетесь вперёд, к решению интересующих вас вопросов! Пока ваш мозг развивается, организм считает себя молодым и, соответственно, старение Вам не будет грозить очень долго». Такой вот секрет молодости от знаменитого психофизиолога.

Мотовилин Олег Геннадьевич – клинический (медицинский) психолог, в.н.с., к.п.н., доцент. Преподавал Клиническую психологию на 2 курсе и Психосоматику на 3 курсе. Мастер своего дела, увлечённый практик, стремился дать нам как можно больше всего – и теории, и практики. Почти после каждого занятия засиживался с нами – особо жадными до знаний – рассказывал о новых методах, о своих пациентах в клинике. «Самое главное – результат вашей работы с клиентом/пациентом. Он должен быть. Нет результата – разбирайтесь, берите супервизии, направляйте клиента к другому специалисту или работайте в паре с коллегой из смежной области».

Рязанова Татьяна Борисовна – к.п.н. Научный руководитель моего дипломного проекта. Преподавала Психологию развития и Возрастную психологию на 3 курсе (Самые толстые тетради! Храню до сих пор). «У Вас всё получится!» – сказала Т.Б. мне на прощанье.

Поскребышева Наталия Николаевна – к.п.н., доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. Преподавала Консультирование детей дошкольного и младшего школьного возраста на 3 курсе. После занятий лучезарной Н.Н., мы видели себя исключительно детскими психологами)). «Дети – самые благодарные клиенты»

Полина Алексеевна Егорова – сертифицированный гештальт-терапевт и супервизор Московского гештальт института. Преподавала Психологическую службу в школе на 2 курсе так, что хотелось бежать в школу и работать только там. Сколько инструментов для практики мы получили! Они были апробированы до получения диплома и сразу же стали применяться мной на первом рабочем месте.

Блинникова Ирина Владимировна – к.п.н., доцент, с.н.с. лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. кафедрой общей психологии ВШП. Невероятно харизматичный и строгий преподаватель, теоретик, цитировать которого можно часами. После первой письменной работы «как я вижу профессию психолог» нас всех ждал «разнос», который поставил все точки над i и не только «и» в моей голове. Спасибо огромное, Ирина Владимировна, за ваши мудрые и своевременные наставления, которые позволяют вести приёмы долгие годы, не выгорая в профессии, а, наоборот, развиваясь в ней. Это дорогого стоит.

Практиковать начала после 1 курса, когда освоила первые инструменты. Это приветствовалось преподавателями, так как они могли ответить на все наши вопросы по горячим следам. Нам же придавало уверенности и большего интереса к профессии. Моими клиентами были знакомые, знакомые знакомых, которые согласились стать участниками научных экспериментов начинающего психолога. Родственников привлекать к роли клиента строго запрещается, поэтому ни один из них мной до сих пор не изучен))

После 2 курса я начала проводить занятия-игры с детьми в детском саду. Полученные данные вошли в дипломный проект. К достоверности и уникальности данных, приведённых в дипломе,  преподаватели относились настолько серьёзно, что некоторых студентов лишили права на получение диплома из-за нескольких страниц, скачанных в интернете.

Моё первое образование и научная карьера здорово помогали в постижении тайн психики, методологии и новой терминологии. Такие предметы как «физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «анатомия центральной нервной системы», «психогенетика», «нейропсихология» были понятными и родными. Как работают инструменты психологии, какие происходят физиологические и психические процессы при их применении – всё это быстро раскладывалось по готовым полочкам. Все имеющиеся знания вписались в постигаемую науку целиком и полностью. Не было ощущения, что я чем-то занималась, а потом поставила точку и начала с чистого листа. Напротив, научная карьера в естественных науках – это весьма ценная основа для изучения психических процессов.

Искренне удивляет вопрос – А ты не жалеешь, что бросила науку?

Отвечаю: Учёный не может бросить науку, у него все жизненные процессы рассматриваются сквозь призму естествоиспытателя. Учёный постоянно задается вопросами, исследует, ищет новые знания, применяет, анализирует результат, изобретает. Я иду дальше по пути своего предназначения. Это настоящее счастье, когда с каждым днём любимое дело становится всё интереснее.

Научный подход позволяет видеть в каждом клиенте уникальные стороны его личности, особенности его восприятия, сочетание сценарных маркеров. Каждый клиент индивидуален настолько, что использование в терапии лишь общепринятых методик, вряд ли приведёт к желаемому результату. Каждый клиент – научное исследование (иногда и диссертация :-)), для которого требуется индивидуальный подход.

Наука для меня – любовь всей жизни, стиль жизни, мотивация к постоянному росту и самопознанию. Физика, Биология, Психология – три уровня познания нашего мира. Все остальные науки, так или иначе, вспомогательные (моё личное субъективное мнение). Все три направления задействованы в психотерапии, несомненно. И очень здорово, когда терапевт не просто использует техники, которым его обучили, но и понимает их суть и внутренние механизмы. Во-первых, это даёт возможность настраивать инструменты для каждого клиента. Во-вторых, ответственность за свои действия возрастает. Не надо забывать, что принцип «не навреди» относится к психологам и психотерапевтам точно так же, как к медикам.


Дополнительное образование, повышение квалификации. Уникальные методики от лучших мастеров

Сразу после получения диплома я начала официальную практическую деятельность. Спасибо образовательному центру «Класс+» за трудоустройство, тёплое отношение и отзывчивость ко всем моим предложениям. Я проводила диагностику детей на предмет готовности к ДОУ и школе, проводила консультации для взрослых и подростков, вела занятия в детском саду «Классики».

Клиентов становилось всё больше. И с каждым новым клиентом росло желание «копать глубже», выявлять механизмы, с помощью которых клиент находит те же «грабли» вновь и вновь. Одними консультациями, даже высокопрофессиональными, избавить клиента от деструктивных программ нельзя. Интересом №1 стал поиск причин «невезения» вполне успешных людей и способы работы с ними.

Когда идёшь своей дорогой к своим истинным целям, всё складывается наилучшим образом – находятся нужные люди, учителя, мастера с инструментами, необходимыми именно для этого Пути. Так и случилось.

Транзактный анализ

За основу психологического исследования я беру Жизненный Сценарий клиента. Для этого я освоила транзактный анализ (ТА), получив крутейшее дополнительное образование у Алены Владимировны Казанцевой (Болгария) – сертифицированного психолога-консультанта, психолога-сексолога, психолога школы Транзактного Анализа, ученицы В.В. Макарова.

ТА по сей день является самой большой любовью в профессиональной жизни. Это – стержень в терапии, который упорядочивает все запросы клиента, его «невезения», его детские решения и тд. Сегодня я с гордостью называю себя аналитиком жизненного сценария, терапевтом, работающем в модальности ТА.

Сценарий  – это неосознанный план жизни, который мы составляем в детстве, на основе своих детских решений, подкрепляемых родителями. Какой бы жанр не имел ваш сценарий, он, в любом случае, драматичен и имеет расплату. Под расплатой понимается итоговая и/или заключительная сцена определённого этапа жизни. К расплате относятся: развод/расставание, смена партнера, смена профессии, смена места жительства, заболевание, одиночество, потеря бизнеса/денег, осознание бессмысленности прожитой жизни (к 50-70 годам). Если сценарий не просто драматичен, но и трагичен, то расплатой может быть суицид, тюремное заключение, психическое заболевание, насилие и т.д. В ходе личной терапии, клиент осознает особенности своего сценария, свои деструктивные программы и поведения, после чего выходит из них с помощью специальных техник и методов, подобранных для него в индивидуальном сочетании.

После основного курса прошла программы по ТА в детской психологии и психосоматике.


Весь 2013 год был посвящён транзактному анализу, жизненному сценарию. С того времени моя жизнь наполнилась новыми смыслами и новыми целями, которые вдохновляют, дают силы и ведут меня дальше.

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

В 2011-2013 годах мне посчастливилось учиться у Леонида Борисовича Тальписа (Москва) – практикующего психолога, потомственного врача, тренера международного уровня. У выдающегося мастера я приобрела волшебный во всех смыслах инструмент – OH-Cards. Это разновидность метафорических ассоциативных карт, созданных немецким психологом Морисом Эгетмейером с помощью которых можно решать вопросы самого широкого спектра. Техники, которыми поделился Леонид, отлично работают в краткосрочной терапии даже с психосоматикой. А в работе с жизненным сценарием – это незаменимый инструмент.

Колоды Persona и Personita – самые волшебные и глубокие. Представляют собой портреты людей разного возраста и происхождения. В ходе работы они меняются – меняется выражение лица, чёткость линий, яркость фона или отдельных частей.

Этот удивительный инструмент позволяет посмотреть на «объект» клиента – будь то эго-состояние (Родитель, Взрослый, Ребенок) или страх чего-то, или деньги «которые у меня есть» и деньги «которые я хочу» – и проработать его.

Также, с помощью этих колод, можно посмотреть на отношения с близким человеком со стороны, увидеть что происходит на самом деле, и кто в сложившейся ситуации «слабое звено». Клиент понимает, с чего надо начинать и к каким результатам двигаться.

Колоды «OH», «Cope» и «Saga» дополняют расстановку на картах «Persona \ Personita» и усиливают терапевтический эффект от неё. За один терапевтический час может проясниться ситуация, ставившая клиента в тупик месяцами и годами.

Огромной удачей считаю знакомство с невероятной женщиной, доктором психологии, членом ассоциации психологов Израиля, членом Израильской ассоциации семейной и супружеской терапии и член IFTA – Любовью Рафаиловной Мошинской (Израиль). С помощью ОН-Cards Любовь Рафаиловна творит чудеса, секретами которых щедро поделилась.

Кроме того, после нашего знакомства, для меня открылся мир ассоциативных карт израильских психологов, в том числе, самой Мошинской, И. Шмулевича, Г. Кац, Е. Мухаматулиной и др. Потом добавились в коллекцию карты финских и российских психологов. Большой радостью стало появление метафорических карт А. Казанцевой и А.Ткачук. Это не просто инструмент – это мечта транзактника!)) Более 30 колод помогают моим клиентам усилить ресурсы, устранить внутриличностный конфликт, попрощаться с психосоматическими проявлениями, проанализировать свои отношения с деньгами и т.д.

Свою Книгу жизни (Жизненный Сценарий) мы «пишем» до 7-12 лет. Поэтому, чтобы работать в модальности транзактного анализа, необходимо разбираться в детской и подростковой психологии. Отличную подготовку в этих вопросах дал ВУЗ, потом отдельный курс ТА в детской психологии (документ представлен выше), уникальный курс по игровой терапии Л.Мошинской, обучение у Александра Леонидовича Венгера (Москва) – детского психолога, д.п.н., профессора каф. психологии Международного университета «Дубна», доцента каф. детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования – «Использование рисуночных методов в психотерапии» и другие тренинги-семинары коллег, о которых не пишу подробно по причине отсутствия подтверждающих сертификатов.

Сексология

В Жизненный сценарий широкого понимания обязательно входит психо-сексуальный сценарий. Поэтому следующим этапом в образовании стало годовое обучение в Институте повышения квалификации ППЛ, у практикующего психолога-сексолога А.В. Казанцевой. «Сексология» продолжительностью  в 14 месяцев оказалась серьёзным учебным процессом, потребовавшим немалых сил, вложений и самоорганизации. Все пройденные темы я анализировала и с точки зрения сексолога, и аналитика жизненного сценария. Симбиоз сексологии и транзактного анализа дал полную картину формирования психо-сексуального сценария.

В России университетских дипломов по сексологии нет. Существуют авторские курсы, курсы переподготовки и повышения квалификации по сексологии.

Есть специализация врач-сексолог. У этого специалиста должно быть высшее  медицинское образование. Обычно это урологи, гинекологи, психиатры. Врач-сексолог имеет право на медикаментозную поддержку, осматривание и ощупывание. Есть специальности: психолог-сексолог, педагог-сексолог, консультант-сексолог. У этих специалистов высшее образование по смежным областям – психология, социология, педагогика.

За рубежом сексология преподается очно и заочно в ряде учебных заведений. Университетские дипломы по сексологии можно получить во многих университетах ЕС: во Франции, Испании, Италии и Великобритании. В Германии степень магистра в области сексологии можно получить за 4 семестра после законченного высшего образования в смежных областях.

Расстановки на пластилиновых фигурках

На уровне жизненного сценария клиента можно решить много вопросов. Однако не стоит забывать, что примерно 40% того, что с нами происходит, диктует наша родовая система. Уровень родителей, уровень бабушек и дедушек, и так 7 поколений. Программы рода работают чётко и передаются из поколения в поколение. Иногда они настолько деструктивные, что без их проработки невозможно вывести клиента из сценарных «затыков».

Для работы с родом я использую OH-Cards (см. выше) и расстановки на пластилиновых фигурках по авторскому методу Натальи Фоминых – психотерапевта, тренера. Считаю эти методы более экологичными по сравнению с классическими расстановками по Б. Хеллингеру.


Вот такая коллекция сокровищ в виде уникальных подходов мастеров психологии у меня есть на сегодня. На самом деле их больше, но эти – самые любимые.

От всего сердца благодарю всех учителей, учёных, тренеров, мастеров, коллег, которые поделились вышеперечисленными методами, техниками, теориями и практиками. Все они прекрасно работают и модифицируются под мой авторский стиль. По истине, это научно обоснованные волшебные палочки!

Также огромная благодарность:

Арине Ткачук (Красноярск) – психологу, тарологу, основателю Творческой Мастерской CardsHouse, соавтору проекта СкриптоКарты за содействие, поддержку, вдохновение; и, конечно, за организацию обучающих программ на высоком уровне;

Стрекалову Сергею Андреевичу (Санкт-Петербург) – д.п.н., член.-корр. Международной Академии Психологических Наук (МАПН), сертифицированному трансперсональному психотерапевту Европейского Реестра EUROTAS, члену многих профессиональных психотерапевтических и психологических сообществ за метод Voice Dialogue;

Ирине Олеговне Кононенко (Красноярск) – к.п.н., доценту, специалисту в области телесно-ориентированной терапии и психологической разгрузки за погружение в ТОП;

Надежде Михайловне Огненко (Санкт-Петербург) –  психологу, телесно-ориентированному терапевту, танатотерапевту, автору книг о символике сновидений и методах сказкотерапии за знакомство с танатотерапией.

Благодарю свою семью и близких за поддержку и непоколебимую веру в меня. Благодарю своих мудрых друзей то, что при встрече они «забывают» о моей профессии и дарят возможность быть просто другом. Благодарю своих клиентов за доверие и желание делать мир лучше, начиная с себя.

Заканчиваю свою хвалебную оду благодарностью к Вселенной и Миру за то, что меня окружают люди, разделяющие любовь к науке, интерес к самопознанию, желание реализоваться в своём предназначении.

Comments closed.